Заказать звонок

 




БКС-Тендер
 
 
Тел:8 (495) 142-50-02
 
Заказать звонок

Меню
 
 

Статьи


Задать вопрос

Мальков Сергей Викторович
Мальков Сергей Викторович
Ведущий тендерный эксперт
 


Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности


БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.

До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:

1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.

В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.

Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

2) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Уклонившимся победитель может быть признан, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий.

В таком случае заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта включаются условия исполнения контракта, предложенные участником, занявшим второе место.

Проект контракта направляется заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. Участник закупки, занявший второе место вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

Таким образом, заключение контракта для участника, занявшего второе место, является правом, но не обязанностью. Далее рассмотрим новую возможность заключения контракта со вторым участником.

Новая возможность заключения контракта со вторым участником

Изменения в Закон №44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, дают новые полномочия заказчикам. Ранее, в случае расторжения контракта с победителем закупки, заказчик был обязан проводить процедуру закупки заново. С 1 июля 2019 года заказчик больше не обязан проводить заново процедуру закупки, теперь он может напрямую предложить исполнение контракта участнику закупки, занявшему второе место после победителя.

Условия заключения контракта с участником, занявшим второе место, следующие:

  1. контракт должен быть заключен по результатам конкурса, запроса котировок, запроса предложений, и любой электронной процедуры;
  2. контракт расторгается заказчиком по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с занесением по решению ФАС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
  3. участник закупки, занявший второе место, должен дать согласие на заключение контракта и предоставить заказчику обеспечение контракта. Это не является его обязанностью.

С учетом, того, что большая доля закупок проводится заказчиками, которые видят в качестве исполнителей контракта только «своих» участников, а комиссии многих подразделений ФАС России относятся к вопросу занесению в  реестр недобросовестных поставщиков формально, не углубляясь в подробности исполнения контракта и нарушения самих заказчиков – стоит признать, что это изменение несет больше «минусов», чем «плюсов».

У недобросовестных, коррупционных заказчиков, появляется еще одна мотивация для организации произвола. Если раньше, при расторжении контракта с «нежелательным» поставщиком или подрядчиком им приходилось проводить процедуру заново и было не ясно кто ее выиграет, то теперь, зная, что второе место занял «их» участник - такой заказчик будет с заключения контракта предпринимать попытки его расторгнуть с победителем по «добровольному» согласию или с внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Безусловно, будут ситуации, когда победителем контракта будет явно недобросовестный исполнитель, пропускающий все сроки и допускающий другие нарушения, а на втором месте окажется квалифицированный исполнитель, готовый контракт исполнить. Но данный пример будет работать только в условиях работы с добросовестными заказчиками, строго исполняющими нормы и дух закона.

 


БКС-Тендер
 
 
Тел:8 (495) 142-50-02
E-mail:office@bcstender.ru
 
Заказать звонок