Статьи
Задать вопрос
Мальков Сергей Викторович
Ведущий тендерный эксперт
|
Национальный режим в закупках в 2022 году. Полный перечень запретов, ограничений, преференций
БКС-Тендер / Статьи / Национальный режим в закупках в 2022 году. Полный перечень запретов, ограничений, преференций
Национальный режим представляет собой систему мер, установленных государством, которые создают товарам из России преимущественные условия закупки по сравнению с товарами из заграницы. Национальный режим функционирует как в рамках Закона №44-ФЗ О контрактной системе, так и Закона №223-ФЗ О закупках товаров, но в меньшей мере. Национальный режим устанавливает преференции закупок российских товаров и ограничения с запретами на закупки импортных товаров.
Ни в Законе №44-ФЗ О контрактной системе, ни в Законе №223-ФЗ О закупках товаров запреты, ограничения и преференции не прописаны. В законах имеются лишь общие статьи (например, ст. 14 Закона №44-ФЗ О контрактной системе), устанавливающие возможность их применения. Все запреты, ограничения и преференции прописаны в большом количестве разрозненных Постановлениях Правительства РФ и нормативных актах Министерств в которые, в конце апреля 2020 года, внесены существенные изменения.
30 апреля 2020 постановлениями Правительства РФ № 616 и № 617 были введены новые запреты и ограничения и признаны утратившими силу 6 нормативно-правовых актов, которые регулировали запреты и ограничения на допуск товаров ранее.
Больше не действуют запреты и ограничения, установленные следующими постановлениями Правительства РФ:
-
запрет на допуск Продукции машиностроения иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656;
-
запрет на допуск Продукции легкой промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791;
-
запрет на допуск товаров, товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 г. № 1072;
-
запрет на допуск товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 № 9;
-
запрет на допуск Отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2019 г. № 239;
-
ограничение допуска Оружия и боеприпасов иностранного происхождения, установленное Постановлением Правительства РФ от 20.09.2018 № 1119.
Наши специалисты провели работу по приведению всех существующих в 2020 году ограничений, запретов и преференций закупок товаров, работ и услуг в одну статью.
Для удобства пользования материал разделен на блоки: Запреты, Ограничения, Преференции с перечнем товаров, на которые они распространяются, условиями применения в рамках закупок и содержит ссылки на нормативные акты, регулирующие национальный режим. Таблица будет полезна, как участникам закупок, так и заказчикам.
Запреты, применяемые по Закону №44-ФЗ О контрактной системе
|
№
|
Товар, на который распространяется национальный режим
|
Какие меры применяются
|
Условия применения мер
|
Правовой акт, регламентирующий применение национального режима
|
1
|
Продукция легкой промышленности, товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, Продукция машиностроения (в т.ч. автомобилестроения, кораблестроения, приборостроения, вертолетостроения и самолетостроения), строительные материалы, работы и услуги
|
Если на участие в закупке подана заявка, в которой предлагается поставка товаров иностранного производства или товаров российского происхождения, не включенных в реестр российской промышленной продукции или реестр евразийской промышленной продукции – такая заявка отклоняется заказчиком
|
Для целей ограничения допуска продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в Перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке товаров, включенных в Перечень, которые не находятся в реестре российской промышленной продукции или реестре евразийской промышленной продукции.
В подтверждение соответствия товаров запретам, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно не просто продекларировать страну происхождения товара, но и предоставить:
выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров.
Заказчик вправе закупать продукцию иностранного происхождения, или не включенной в реестры, если:
- имеется разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого Министерством промышленности РФ;
- проводится закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, или закупка совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня);
- есть необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 перечня);
- проводится закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня);
- закупка проводится ФСБ РФ, ФСО РФ, СВ РФ, органами внешней разведки Минобороны РФ, МВД РФ, Росгвардией РФ, Управделами Президента РФ и Главным управлением специальных программ Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей)
- закупка проводится ФСО РФ в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД РФ для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
|
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616
|
2
|
Программное обеспечение, не включенное в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных России и ЕвразЭС
|
Если на участие в закупке подана заявка, в которой предлагается поставка программного обеспечения, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, не включенного в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных России и ЕвразЭС – такая заявка заказчиком отклоняется
|
Под программным обеспечением понимается программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
1) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
2) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
3) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
4) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке программного обеспечения, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, не включенного в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных России и ЕвразЭС.
Для подтверждения соответствия предлагаемого программного обеспечения запретам, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки:
- предложить программное обеспечение в точном соответствии с наименованием, указанным в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения
Заказчик вправе закупать иностранное программное обеспечение если:
- в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;- программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению;
- осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
- закупается программного обеспечения и (или) права на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.
|
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236
|
3
|
Отдельные виды радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень
|
Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц
|
Для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в Перечень и не включенная в него.
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень иностранного происхождения, за исключением:
- случаев, когда подано менее 2-х заявок конкурентов, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр или предложения конкурентов содержат предложения о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции, включенной в реестр, одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, в составе заявки на участие, является:
- декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Заказчик вправе закупать радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения если:
- в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Заказчик в данном случае обязан одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки разместить в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- закупка проводится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
- товар закуплен в рамках реализации:
программы приграничного сотрудничества "Карелия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Коларктик", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.
|
Постановление Правительства РФ № 878 от 10.07. 2019
|
4
|
Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, относящихся к коду по ОКВЭД ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных"
|
Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке Программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, не включенных в реестр
|
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке Программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по ОКВЭД ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных":
В случаях, когда заявка содержит предложения о поставке продукции, не включенной в реестр российской радиоэлектронной продукции.
Подтверждением соответствия Программно-аппаратных комплексов систем хранения данных требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, в составе заявки на участие, является:
- декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
|
Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 N 1746
|
Ограничения, применяемые по Закону №44-ФЗ О контрактной системе
|
№
|
Товар, на который распространяется национальный режим
|
Какие меры применяются
|
Условия применения мер
|
Правовой акт, регламентирующий применение национального режима
|
1
|
Отдельные виды медицинских изделий, включенные в Перечни
|
Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечни, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке медицинских изделий российского происхождения;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинских изделий одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
А для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, кроме двух вышеуказанных критериев, заявки должны дополнительно:
- содержать предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967;
- содержать предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
|
Для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящей из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в каждый из конкретных Перечней и не включенные в него.
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке товаров иностранного государства, кроме:
- товаров произведенных на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии;
- случаев, когда подано менее 2-х заявок конкурентов, которые содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечни одновременно:
а) содержащих предложения о поставке медицинских изделий российского происхождения;
б) содержащих предложения о поставке одного и того же вида медицинских изделий от разных производителей;
Для медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков предложение о поставке товаров дополнительно должно:
в) иметь подтверждение соответствия процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967;
г) иметь документ, подтверждающий соответствие производства товара требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования"
Для подтверждения соответствия предлагаемого товара ограничениям, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно не просто продекларировать страну происхождения товара, но и предоставить следующие документы:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме СТ-1. В России этим органом является Торгово-промышленная палата РФ;
- для медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков дополнительно предоставляется акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ, подтверждающий процентную долю стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции и документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Заказчик вправе закупать отдельные виды медицинских изделий, включенные в Перечни иностранного происхождения, если:
- закупка проводится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
- товар закуплен в рамках реализации:
программы приграничного сотрудничества "Карелия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Коларктик", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Литва" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;
программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Эстония" на период 2014 - 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;
программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.
|
Постановление Правительства РФ
от 05.02.2015 № 102
|
2
|
Лекарственные препараты из Перечня жизненно важных
|
Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственного препарата, включенного в Перечень жизненно важных, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида лекарственных препаратов одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
|
Обращаем внимание, что действие Постановления № 1289
не распространяется на случаи закупки лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями (МНН) или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями (письмо ФАС России от 19.02.2016 № ИА/10439/16).
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке товаров иностранного государства, кроме:
- товаров произведенных на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии;
- случаев, когда подано менее 2-х заявок конкурентов, которые содержат предложения о поставке лекарственного препарата, включенного в Перечень жизненно важных одновременно:
а) содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения или государств - членов Евразийского экономического союза;
б) содержащих предложения о поставке одного и того же лекарственных препаратов от разных производителей.
В случае если заявка (окончательное предложение)
участника закупки содержит несколько торговых наименований лекарственного препарата в рамках одного МНН, и хотя бы одно из этих торговых наименований:
является лекарственным препаратом, происходящим из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), такая
заявка признается содержащей предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения.
Для подтверждения соответствия предлагаемого товара ограничениям, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно не просто продекларировать страну происхождения товара, но и предоставить следующие документы:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме СТ-1. В России этим органом является Торгово-промышленная палата РФ;
Или заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории России, выдаваемое Министерством промышленности РФ.
Заказчик вправе закупать лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно важных иностранного происхождения, если:
- закупка проводится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
|
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289
|
3
|
Пищевые продукты, включенные в Перечень
|
Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке Пищевых продуктов, включенных в Перечень, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке Пищевых продуктов российского происхождения;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида Пищевых продуктов одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
|
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке товаров иностранного государства, кроме:
- товаров произведенных на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии;
- случаев, когда подано менее 2-х заявок конкурентов, которые содержат предложения о поставке Пищевых продуктов, включенных в Перечень, одновременно:
а) содержащих предложения о поставке Пищевых продуктов российского происхождения;
б) содержащих предложения о поставке одного и того же вида Пищевых продуктов от разных производителей.
Для подтверждения соответствия предлагаемого товара ограничениям, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно продекларировать страну происхождения товара и производителя пищевых продуктов. Подтверждающие документы участниками закупки не предоставляются.
Заказчик вправе закупать Пищевые продукты, включенные в Перечень, иностранного происхождения, если:
- закупка проводится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
|
Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832
|
4
|
Отдельные виды промышленных товаров, включенные в Перечень
|
Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, включенных в Перечень, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров российского происхождения;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
|
Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке товаров иностранного государства, кроме:
- товаров произведенных на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии;
- случаев, когда подано менее 2-х заявок конкурентов, которые содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, включенных в Перечень, одновременно:
а) содержащих предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров российского происхождения;
б) содержащих предложения о поставке одного и того же вида промышленного товара от разных производителей.
Для подтверждения соответствия предлагаемого товара ограничениям, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно продекларировать страну происхождения товара и производителя промышленных товаров.
Кроме того, участник закупки должен в составе заявки обязательно не просто продекларировать страну происхождения товара российского происхождения, но и предоставить:
информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.
Согласно письму Минпромторга России от 5 июня 2020 г. N 39247/12 если товар произведен на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии – помимо декларирования страны происхождения и наименования производителя, - другие документы предоставлять в подтверждение не требуется.
Ограничения, установленные данным Постановлением Правительства РФ, не распространяются на закупку:
- спортивного оружия, патронов, боеприпасов и их деталей для обеспечения нужд спорта высших достижений;
- запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.
|
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617
|
Преференции, применяемые по Закону №44-ФЗ О контрактной системе
|
№
|
Товар, на который распространяется национальный режим
|
Какие меры применяются
|
Условия применения мер
|
Правовой акт, регламентирующий применение национального режима
|
1
|
Продукты питания, мебель, посуда и иные товары, включенные в Перечень
|
Форма преференции зависит от способа проведения закупки:
- при подаче заявки на участие в конкурсе, запросе предложений и запросе котировок с предложением поставки товаров, указанных в Перечне, российского происхождения оценка заявки проводится заказчиком с применением к предложенной цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента. При этом контракт заключается по цене, предложенной в заявке (окончательном предложении) победителем конкурса, запроса котировок, запроса предложений.
- при подаче заявки на участие в аукционе с предложением поставки хотя бы одного из товаров, указанных в Перечне, иностранного происхождения –контракт с таким победителем аукциона заключается с ценой сниженной на 15% от предложенной на аукционе.
|
Для целей применения преференций товарам российского происхождения, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, включенные в Перечень и не включенные в него.
Преференция распространяется также на заявки, в которых содержится предложение о поставке товаров иностранного государства, произведенных:
- на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии.
Для подтверждения соответствия предлагаемого товара преференциям, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно продекларировать страну происхождения товара. Подтверждающие документы участниками закупки не предоставляются.
Преференции в отношении товаров, указанных в Перечень, не применяются если:
- конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся;
- все поданные заявки содержат предложения о поставке товаров, указанных в. Перечне, происходящих из государств-членов Евразийского экономического союза;
- все поданные заявки содержат предложения о поставке хотя бы одного товара, указанного в. Перечне, происходящих из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза;
- если в отношении товаров предусмотрен запрет на допуск товаров иностранного происхождения, регулируемый другим нормативно-правовым актом РФ.
|
Приказ Минфина РФ от 04.06.2018 N 126Н
|
Преференции, применяемые по Закону №223-ФЗ О закупках товаров
|
№
|
Товар, на который распространяется национальный режим
|
Какие меры применяются
|
Условия применения мер
|
Правовой акт, регламентирующий применение национального режима
|
1
|
Любые товары, работы, услуги, без ограничения при условии включения в документацию о закупке условий предоставления приоритета товарам, работам, услугам российского происхождения
|
Форма преференции зависит от способа проведения закупки:
- при подаче заявки на участие в закупке, при которой победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие, с предложением поставки товаров российского происхождения (выполнении работ, оказании услуг российскими лицами) - оценка заявки проводится заказчиком с применением к предложенной цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента. При этом контракт заключается по цене, предложенной в заявке (окончательном предложении) победителем такой закупки.
- при подаче заявки на участие в аукционе или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, с предложением поставки товаров иностранного происхождения – контракт с таким победителем аукциона заключается с ценой сниженной на 15% от предложенной на аукционе.
*При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, преференция предоставляется в размере 30-процентного коэффициента и с ценой, сниженной на 30% от предложенной на аукционе соответственно.
|
Преференция распространяется также на заявки, в которых содержится предложение о поставке товаров иностранного государства, произведенных:
- на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии.
Для подтверждения соответствия предлагаемого товара преференциям, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно продекларировать страну происхождения товара. Условием отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).
Дополнительные подтверждающие документы участниками закупки не предоставляются.
Преференции не применяются если:
- конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, иная закупка признается не состоявшимся;
- все поданные заявки содержат предложения о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг российского происхождения;
- все поданные заявки содержат предложения о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг иностранного происхождения;
- во всех поданных заявках предлагаются товары, работы, услуги, как российского производства, так и иностранного, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг. То есть в случаях, когда большая часть товаров, работ, услуг в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.
|
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925
|
Знание и применение на практике норм, регулирующих применение национального режима, является условием успешного участия в закупках на поставку товаров. Правила применения ограничений, запретов и преференций в закупках необходимо знать, как заказчикам, так и обычным поставщикам. Несоблюдение норм, регламентирующих национальный режим, может привести к отклонению заявки участника закупки, заключению им контракта себе в убыток, а в отношении заказчиков – применение мер административной ответственности.
Команда специалистов «БКС Тендер» поможет Вам разобраться с порядком выполнения требований национального режима и убережет от неблагоприятных последствий. Обращайтесь к нам.
Смотрите также:
|